Заметка была опубликована более 1,5 лет назад и за истекшее время возникла возможность дополнить изложенную в ней информацию.
В предыдущей статье не был отражен тот факт, что с течением временем «дела о назначении» претерпевали некоторые изменения:
Материалы за первую половину 19-го века обычно не содержат в своем оглавлении в описях имен назначаемых духовных лиц и, в то же время, охватывают значительный временной интервал, например:
- Дело об утверждении мусульман в духовных знаниях и назначении их в мечеть д.Азналы Карамалы. Белебеевский уезд. 29 март 1830 - 29 окт. 1842;
- Дело об утверждении мусульман в духовных знаниях и назначении их в мечеть д. Нижней Авлаш. Мензелинский уезд. 30 октяб 1806 - 16 декаб 1855
и т.п.
Реально такие дала весьма не маленькие по объему и содержат информацию о многих назначениях разных духовных лиц за указанный интервал, а иногда даже больший, чем указано в описях. При этом весь процесс назначений описан весьма подробно – регулярно встречаются и протоколы сельских сходов и списки жителей с тамгами и сами указы о назначениях и многие прочие документы.
Дела, хранящиеся за вторую половину 19-го века в названии дела уже несут фамилию:
- Дело о проверке знаний правил магометанской религии Гарифуллина, избранного имамом соборной мечети в д. Собакаевой. Лаишевский уезд. 20 августа 1888 - 7 марта 1889;
- Дело по прошению башкира Бурганетдинова И. из д. Шареевой о проверке его знаний правил магометанской религии и присвоении духовного звания. Стерлитамакский уезд. 3 июля 1887 - 4 июля 1887;
- Дело об утверждении муллы Салихова А. ахуном д. Кызылмечетевой. Бузулукский уезд. 3 апреля 1889 - 28 мая 1890
и т.п.
При этом в среднем состав дел, как ни странно, намного беднее дел более раннего периода. Редко встречаются указы о назначении, еще реже протоколы выборов. Ну и в целом дела данного периода стоит разделить на две группы – дела «о проверке знаний» и дела «о назначении в приход»:
- дела о проверке знаний могут содержать материал именно только об этой самой проверке знаний в Духовном Собрании и ничего больше. При этом материал весьма формальный, на типовом бланке, в который вписаны какие-то персональные данные. Конечно подобное название дела в описи вовсе не означает, что не будет информации о назначении в приход, но и не гарантирует ее наличие;
- дела о назначении – они уже более полные.
Ну и третий временной интервал, ради описания которого и задумана эта статья – конец 19-го - начало 20-го века:
В делах этого периода часто содержится максимальный объем информации, объем дела может доходить до 60-80 листов. Содержание может составлять следующие материалы:
- протокол сельского схода о выборах муллы

Рис.1
При этом в протоколе указываются должностные лица селения и волости, причины, по которым требуется выбор нового муллы (например: смерть/отставка предыдущего (тут же может содержаться подробная информация об уже бывшем мулле и даже указ на него); постройка новой мечети, расширение штата и др.), списки выборщиков, персональная информация о выбираемых духовных лицах.
Как приложение к протоколу может содержаться список жителей селения с указанием возрастов, что делает этот документ особо ценным.

Рис.2
Моя практика говорит о том, что списки жителей с возрастами есть примерно в 30-40% подобных дел.
- переписка с полицией на предмет того, не подвергалось ли утверждаемое лицо судебному преследованию, не участвовало ли в антиправительственной деятельности и подобным «залетам»;
- переписка губернского правления и Магометанского Собрания на предмет проверки знаний правил магометанской религии и свидетельство о прохождении этой проверки

Рис.3
- метрические выписки на назначаемых духовных лиц;
- документы об образовании;
- Указ о назначении (отдельно описан здесь)
- фотография назначаемого духовного лица

Рис.4
- различные прошения, ходатайства и прочие материалы.
Наличие большого количества документов делает данные дела интересными не только исследователям, ищущим свои корни среди мусульманского духовенства, но и тем, кто имеет краеведческий интерес к истории родного селения. А наличие списков жителей с указанием их возрастов делает документ интересным всем исследователям, особенно если по искомой территории не сохранились переписи населения.
Получить информацию о наличии в уфимском архиве материала по конкретной деревне можно по адресу ufagenealogy@mail.ru
Михаил. Уфа, 2015